ru

Правила жизни: Никита Букорос

22.05.2018

Дизайн-бюро ODESD2 представляет серию материалов «Правила жизни». Это интервью с дизайнерами компании, где нет места вопросам - есть только ответы героев об их отношении к дизайну, к развитию и самым обыденным аспектам бытия. Авторы культовых предметов украинского дизайна откровенно делятся с читателями своими мыслями, побуждая каждого к внутреннему диалогу.

Никита Букорос, архитектор, дизайнер ODESD2, RAWR:

“Создавая дизайн, я думаю об эмоции, которую должен испытать человек”

Я заинтересовался дизайном еще в школе: рисовал разные ручки, машины, зубные щетки, мастерил, придумывал. Позже, когда стал вопрос о выборе профессии, я пошел на архитектуру: среди существующих вариантов для меня этот был самым подходящим. Такого понятия, как предметный дизайн, на горизонте не было. Я учился и даже работал архитектором, но каким-то образом пришел в сферу вещей и предметов.

Стараюсь изучать различные темы, не связанные с дизайном. Порой, новые знания влияют и на понимание дизайна, и на мою дизайнерскую профессию. И наоборот: через какие-то процессы в дизайне я лучше понимаю жизненные сферы.

Я работаю над разными проектами: как над мебелью, так и над гаджетами, поэтому не могу сказать, что придерживаюсь определенной стилистики. Все зависит от задач. Иногда нужно попасть в определенный стиль. Если это работа над гаджетами, акцент на правилах, а не стилистике. Я всегда отталкиваюсь от абстрактного образа, который тут же разворачивается в конкретные физические формы. Думаю об эмоции, которую должен испытать человек.

Если говорить об успешном дизайне, можно провести аналогию с успешным человеком. У каждого свои критерии успешности. Для кого-то это внешние факторы, например, богатство. Для кого-то – внутренние – добиться гармонии с собой. Так и в дизайне. Кто-то стремится, чтобы его проект прославился на весь мир, а кто-то хочет создать дизайн, который помогает людям.

Пожалуй, я еще не пришел к такому альтруистическому подходу. В данный момент большую часть того, что я делаю, делаю для себя, для изучения своих внутренних процессов, совершенствуюсь в этом. Со временем, думаю, что смогу больше отдавать, обучать, создавать комплексные вещи, которые смогут менять жизнь людей.

Кроме моей работы, в создании объекта есть много других жизненных факторов: финансовые возможности, целесообразность производства этого предмета. В процессе эти вещи притираются, в какой-то момент находится баланс – и ты видишь, что все сходится. Поэтому каждый этап работы по-своему приятен. Все, как в жизни, ведь определенные плюсы можно найти как в молодости, так и в зрелом возрасте.

Когда я присоединился к ODESD2, у меня были наработки, концепции, которые я создавал для себя, для эксперимента, прототипы, макеты, в том числе, концепты мебели. В команде бюро у меня появилась возможность поработать в реальных условиях. С этого момента начинается моя история как предметного дизайнера: первые шаги в профессии в том виде, в котором они должны быть.

Опыт дизайн-школы ODESD2 натолкнул меня на размышления о других подобных курсах на разных платформах: чему я могу научить, в каком формате? Самое сложное для меня – понять, как работаю я сам. Когда ты в потоке, сложно объяснить, как это происходит. Нужно проанализировать самого себя, увидеть вещи, которые, возможно, ты раньше не замечал, посмотреть со стороны – и только тогда уже объяснить этот процесс другому человеку.

Учиться намного легче, когда ты сам знаешь, что ищешь. Я тоже учился в таком ключе: самостоятельно искал нужные в конкретный момент знания и информацию.

При необходимости могу легко найти язык с любым незнакомым человеком: стараюсь относиться к этому проще. Есть концепция о том, что в наши дни длительные дружественные отношения между людьми не так важны. Ключевую роль могут сыграть те люди, с которыми ты знаком мало, но у тебя есть их контакт. В любой момент ты можешь обратиться к такому человеку и пересечься с ним в профессиональной области.

Около двух лет я также работаю как постоянный член команды RAWR – smart pet collar. Это проект для животных, в первую очередь – собак. Здесь я полностью отвечаю за предметный дизайн: от концепции до документации для производства. На данном этапе общаюсь и с китайскими подрядчиками, и с нашими инженерами.

В RAWR очень много технических факторов, узкие рамки, в которых нужно разрабатывать дизайн устройства. Это тоже интересный подход к работе: нужно найти нестандартное решение, чтобы обойти ограничения.

В некотором смысле, этот проект перекликается с моей личной историей. В детстве у меня была собака породы колли. Ее звали Фрам. Но я был еще в дошкольном возрасте, когда она убежала. В принципе, этот инцидент и есть одной из основных причин, по которым покупают ошейники или подобные устройства для животных.

Я сам очень осторожно отношусь к теме домашних животных. Это большая ответственность и довольно спорный этический вопрос. Любое домашнее животное – это несвободное животное, ты ограничиваешь его свободу.

У всех людей есть уязвимые места, за которые можно зацепить. Раньше меня очень расстраивала критика или другое, отличное от моего, мнение. Но со временем я немного по-другому стал смотреть на эти вещи. Они больше не вызывают негативных эмоций, я воспринимаю их как нужную, необходимую часть процесса. Приходит понимание того, что все двигается своим чередом.

Моя работа позволяет не иметь четкого расписания. Хорошо это или нет, не знаю. Скорее, это свобода. Я могу поработать на выходных и отдохнуть в будний день. Я не привязан к графику, только к объему задач, и могу сформировать свой распорядок.

Любые, не пережитые ранее ощущения – это уже отдых, новые эмоции. Даже из простых обыденных вещей можно получить много энергии. Главное это фиксировать, воспринимать, а не проживать такие моменты на автомате.

Люблю двухколесный транспорт: у меня было несколько мопедов, мотоциклов, я катаюсь на велосипеде. Поэтому мои самые яркие поездки –ы по Крыму и Карпатам на мотоцикле. Это совершенно другие впечатления, если сравнивать с обычной поездкой на авто. Мне нравится постоянное движение, чувство смены локации, когда едешь на новое место.

Я верю в то, что сам могу проверить, почувствовать на личном опыте, в то, что могу осознать и воспринять.

В детстве я был мнительным, задумчивым ребенком, который постоянно думал об экзистенциальных вещах. Сейчас друзья также характеризуют меня как достаточно спокойного человека. Но моя собственная самоидентификация постоянно меняется: я анализирую себя и все вокруг.

Часто вспоминаю цитату из произведения украинского писателя Александра Михеда “А м н е з і Я”:

“Існує тільки ритм,

ним і живи,

ним і живи,

ним і живися”.

Ты и живешь, и одновременно подпитываешься этим.

Мой девиз – постоянно ставить все под сомнение, анализировать, смотреть под другим углом, не выстраивать конструкций, которые будут тебя ограничивать. В мире все постоянно движется, нет ничего статичного, даже у камней внутри двигаются какие-то атомы! В этом и есть суть жизни.

То, что произойдет в будущем, будет во много раз богаче и живее, чем я могу себе представить. Я не выстраиваю длительные планы, скорее, ориентируюсь на свои ощущения. Поэтому совершенно не исключаю, что со временем попробую что-то другое, отличное от дизайна. 


Беседовала Ярослава Кобинец